Ответственность РЖД за "затягивание" приема вагонов к перевозке


8 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Ответственность РЖД за "затягивание" приема вагонов к перевозке
ответственность РЖД ответственность перевозчика отказ в оформлении вагонов не оформление вагонов

Здравствуйте уважаемые форумчане!

сразу предупрежу - Вопрос правового характера, я просто не знал в каком форуме тут его разместить +)

компания собственник вагонов работает с РЖД посредствам Электронного оформления документов через этран!

согласно правил приема грузов к перевозке жд транспортом п. 22.1 перевозчик обязан в течение 3х часов с момента получения уведомления от отправителя принять вагон к пеервозке или же дать моитвированный отказ.

так вот РЖД частенько "затягивает" процесс принятия решения на 3 и более суток .. вагоны простаивают все это время ...

сам вопрос - какая ответственность перевозчика за это и в каком нормативном акте предусмотрена ?

я просто в УЖДТРФ не нашелименно по такому предмету ответственность перевозчика, да и вообще не могу найти её нигде... поэтому к вам обратился!

 

 

ничего и ненайдёте. РЖД грамотно пользуется правовым вакуумом возникшим после того, как они стали "перевозчиками без транспортных средств", а УЖТ эту ситуацию никак не отражает. Затягивание в приёме к перевозке порожних вагонов кургузая тактика спущеная на места сверху. Таким образом РЖДа пытается "бороться" с избытком вагонов на инфраструктуре. Иных методов они просто не знают.

Что делать? Жаловаться и писать претензии. Жаловаться в транспортную прокуратуру, а писать претензии в РЖДу. Нарушают мои права и наносят мне ущерб своими неправомочными действиями. Ущерб заключается в простое вагона, который мог бы ездить и зарабатывать деньги.

Как зафиксировать? Проверьте есть ли отметка в ЭТРАНе о приёме вашей заявки к рассмотрению. Система, на то и принадледит РЖД, чтобы иногда "не увидеть" нечто не нужное РЖД. Это "норма". После того, как вагоны всё-таки поедут. Пишите претензию с требованием возместить убытки вызванные простоем. Учтите, что грамотно доказать убытки это отдельная наука.

на 100% уверен, что на претензию ответа не будет, тогда идите в суд. В порядке обячного гражданского дела о нанесении ущерба неправовмочными действиями. Все сомнения ни один разумный юрист не даст гарантию успеха, но пробовать надо. Надо начинать бороться за свои права.  Но помним, что позиции судов ОЧЕНЬ разные. Кто-то встаёт на защиту клиента, но "есть мнение", что нельзя отнимать деньги у РЖД всякими там штрафами и прочей ерундой. Не хватает денег на инвестпрограмму, да и премии себе и своим замам Якунин, бедняжка!!!, порезал. ТЕперь вынужден переббиваться на какие-то крохи, примерно 2 млн. в месяц. Рублей само собой.

Примерно так и никак иначе. Иного не дано! И помните, если коррективы в УЖТ будут внесены в текущей редакции, то нынешние проказы от РЖД покажутся нам всем невинной шалостью младенца!!!

если порожняк - требуйте составления акта общей формы по форме ГУ 23. в случае отказа станции в составлении такого акта - оформляйте самостоятельно.

плюс официальный запрос в РЖД: нач станции, не отвечает - нач. дц, не отвечает - тцфто и т.д. 

просто кто то попытается с вас взять за простой - или дорога или соственник вагона. без бумажки у них это выгорит.

в остальном полностью потдержу слова Андрея - юристы у железки слишком хитрые...

а вообще в свете последних событий (очередное сокращение) складывается ощущение, что РЖД решило сдать страну или Китаю или США.

куда не плюнь-на всех станциях маневровые сокращены, персонал разогнан, цены задраны, вагоны в простоях...

 

ВАС РФ сломил упорство РЖД РЖД упорно не хотят отказываться от доходов в виде платы за использование не принадлежащих им вагонов, которые простаивают на путях общего пользования. Но арбитражные суды фактически каждый раз признавали, что подобные платежи юридически необоснованны. Этот вопрос уже рассматривался на заседании Президиума ВАС РФ. Тем не менее РЖД идут в суд и спорят. В результате Президиуму ВАС РФ пришлось вынести прецедентное решение. Не в пользу РЖД... В производстве арбитражных судов нередки споры о правомерности взыскания железной дорогой платы за простой вагонов на путях общего пользования из-за неудачной формулировки ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее — Устав). В названной статье сказано, что за время нахождения вагонов и контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от указанных лиц, данные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами (контейнерами). Из этой нормы не ясно, должны ли вагоны быть собственностью перевозчика. Правда, в абз. 2 ст. 39 Устава уточняется: плата за пользование вагонами и контейнерами, не принадлежащими перевозчикам, не взимается за время их нахождения в местах необщего пользования. Согласно абз. 5 ст. 39 Устава размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством РФ. В 2005 г. Пленум ВАС РФ выпустил разъяснения по применению судами этих норм Устава и указал, что в силу ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ст. 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику — ОАО «РЖД», устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, предусматривается в договорах с ними (п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“»). Размер платы за пользование вагонами установлен в Правилах применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2, утвержденное постановлением ФЭК России от 19.06.2002 № 35/12). Казалось бы, Пленум ВАС РФ разъяснил, что РЖД могут взимать плату за пользование только своими вагонами, руководствуясь соответствующими тарифами. Что касается всех остальных вагонов, плата взимается только в договорном порядке. Кстати, Тарифное руководство № 2 это подтверждает. В пункте 1 документа сказано, что по утвержденным государством тарифам железная дорога взимает плату за пользование именно своими вагонами. У РЖД на этот счет иное мнение: ст. 39 Устава не связывает взимание платы за время пользования вагонами на путях общего пользования с правом собственности на них. Свою позицию РЖД также подкрепляют п. 12 Тарифного руководства № 2. В нем говорится о вагонах, которые не принадлежат перевозчику и в случае простоя которых грузополучатели (грузоотправители) платят перевозчику за пользование ими 50% тарифа. Тот факт, что данный пункт противоречит как самому Тарифному руководству № 2, так и ст. 39 Устава, РЖД ничуть не смущает. О значении разъяснений Пленума ВАС РФ говорить не приходится. Первая попытка монополиста Арбитражная практика в большинстве случаев складывается не в пользу РЖД. Суды не уставали отмечать в своих решениях, что Тарифное руководство № 2 действует только в отношении вагонов федерального железнодорожного транспорта. Размер платы за пользование вагонами, принадлежащими иным собственникам, устанавливается в договорном порядке, а применение п. 12 Тарифного руководства № 2 в этом случае необоснованно (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2006 № А33-11336/05-Ф02-459/06-С2, Волго-Вятского округа от 15.11.2007 по делу № А43-657/2007-4-17 и Центрального округа от 22.07.2008 № Ф10-3078/08). Тем не менее практика не единообразна, встречаются примеры побед железнодорожников (постановление ФАС Уральского округа от 15.04.2008 № Ф09-2389/08-С5). Президиуму ВАС РФ пришлось внести некоторую ясность. В марте 2009 г. в Президиум ВАС РФ попало дело, в котором РЖД настаивали на своем праве взимать плату за простой любых вагонов на путях общего пользования по утвержденным тарифам, то есть в соответствии с Тарифным руководством № 2. Суды первой и кассационной инстанций отказали РЖД в удовлетворении иска, указав, что плата за пользование вагонами, рассчитанная на основании ст. 39 Устава, может быть взыскана в пользу РЖД при условии принадлежности им вагонов на праве собственности или ином праве либо при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими РЖД. Президиум ВАС РФ с этим согласился (постановление от 10.03.2009 № 14391/08). Вторая попытка После вынесения данного судебного акта арбитражная практика опиралась на мнение высшей инстанции (постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 № Ф03-4749/2009, Западно-Сибирского округа от 11.12.2009 по делу № А45-12868/2009 и Московского округа от 26.05.2010 № КГ-А40/3187-10). Но в 2010 г. ФАС Восточно-Сибирского округа неожиданно принял решение в пользу ОАО «РЖД» и Президиум ВАС РФ был вынужден повторно разбираться с этим вопросом. Между железной дорогой и обществом (владельцем пути необщего пользования) был заключен договор по эксплуатации комплекса железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции железной дороги. Согласно договору владелец пути вносит железной дороге плату за пользование вагонами, прибывшими в адрес владельца и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства № 2. В суде РЖД ссылались на то, что условия договора подразумевают взимание платы за все вагоны, поступающие в адрес общества и его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства № 2. Суды первой и кассационной инстанций поддержали в этом железнодорожников и удовлетворили иск, отметив, что необходимость подтверждения принадлежности вагонов перевозчику не имеет значения для начисления платы за пользование вагонами при данных обстоятельствах. Понимая, что такое решение идет вразрез со сложившейся судебной практикой и, в частности, с мнением самого Высшего арбитражного суда РФ, общество обратилось в высшую судебную инстанцию, настаивая на том, что принятые решения противоречат ст. 39 Устава. Дело попало в Президиум ВАС РФ, который вынес решение не в пользу железной дороги и отменил принятые по делу судебные решения. Президиум указал, что взыскивать плату за пользование вагонами на основании ст. 39 Устава правомерно только при условии принадлежности железной дороге вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. Договором не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 4387/10). Третьего не дано Чтобы исключить в будущем принятие решений, подобных принятому ФАС Восточно-Сибирского округа, Президиум ВАС РФ в своем постановлении отметил, что данное им толкование закона является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Таким образом, постановление Президиума ВАС РФ не оставляет железной дороге шансов на выигрыш в судах по аналогичным делам. Вместе с тем п. 12 Тарифного руководства № 2 продолжает действовать. А РЖД не перестают разъяснять, как его применять (см. телеграмму от 22.04.2010 № МО-1П/44). На наш взгляд, этот пункт следует «применять» однозначно — оспаривать его в суде как противоречащий действующему законодательству Российской Федерации.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/110266/

О! Алексей, это действительно чудесная новость! Хоть какой-то позитив появился.

Спасибо за информацию!

Госдума приняла закон о введении платы за простой порожних вагонов на желдорпутях (ТАСС, 19.12.2014)

Госдума сегодня приняла закон, который вводит плату за простой порожних вагонов на железнодорожных путях.

Перевозчики будут платить владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за нахождение грузовых вагонов или иного подвижного состава на путях, за исключением случаев простоя вагонов, возникших по вине владельца инфраструктуры. В случае простоя вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев вагонов, последние должны компенсировать перевозчику, внеся соответствующую плату.

В течение 24 часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов или по его указанию грузополучатель обязаны обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования или предъявить их для перевозки. Владелец порожних вагонов будет обязан внести плату за их нахождение в местах общего пользования по истечении суток с момента выгрузки грузов. Плата также вносится им по истечении 12 часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов. А если порожние вагоны не убраны в течение трех суток с момента их выгрузки или с момента подачи таких вагонов на железнодорожные пути общего пользования, плата взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки.

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на таких путях железнодорожного подвижного состава /с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением/, платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса будут определяться в тарифном руководстве.

Перевозчик будет обязан заменить непригодные для перевозки конкретного груза вагоны и контейнеры только в том случае, если они ему принадлежат. В противном случае замену таких вагонов и контейнеров должны обеспечить грузоотправители или их владельцы на основании соответствующего договора. Сейчас перевозчик обязан заменить непригодные для перевозки вагоны и контейнеры в любом случае, т.е. независимо от того принадлежат они ему или нет.

Закон закрепляет принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усиливает ответственность собственников вагонов и пользователей услуг железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после их выгрузки. В настоящее время такие нормы отсутствуют, что позволяет собственникам порожних вагонов использовать пути общего пользования фактически для отстоя таких вагонов. Вносимые изменения призваны стимулировать участников перевозочного процесса более эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижной состав.

(из почты, Пруфлинка нет)

Чертовски интересно! Но очень хочется взглянуть на первоисточник. Всё дело в том, что такого рода изменения должны стать изменением в УЖТ, а не простым законом. В противном случае возникает убийственная коллизия норм права. Если этот новый закон есть изменение в УЖТ, а его ждут ОЧЕНЬ давно, то они (изменения) должны каснуться значительно бОльшего числа статей.

Да, согласен.

но пока официальной информации нет - есть ссылки на интернет издания и не более.

в общем. тема для мониторинга.

а в целом в данном направлении порядок навести уже давно пора - с введением процедуры возврата порожняка с оформлением ЭЦП бардак не прекращается. За который платит грузополучатель.